Доструктурные категории очищение в эстетическом смысле 1. По поводу этой эстетической категории Аристотеля"катарсис" существует особенно обширная литература. Уже подсчитано, что к году было высказано по этому поводу различных толкований. А после года эти толкования неизменно расширялись и количественно увеличивались. Это несомненно объясняется тем, что исследователи и любители античной литературы никак не могли примириться с той мыслью, что у Аристотеля, кроме отдельных и случайных высказываний на эту тему, совершенно нет ничего. Поэтому, при строгом подходе к делу, собственно говоря, и мы должны были бы попросту отказаться от решения этой проблемы. Илс прямо так и говорят, что в современном понимании катарсиса у Аристотеля имеется"неисправимая неопределенность" .

Студенческий документ № 061191 из ГИТИС

Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития:

Да будет все к лучшему; но ежели что-нибудь случится, то Аристотель Мужество — это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен.

Три первых элемента Аристотель относит к предмету воспроизведения фабула, характеры и мысли , два — к средствам воспроизведения словесное выражение и музыка и один к самому роду или способу воспроизведения сценическая постановка. Указанные Аристотелем шесть элементов трагедии не могут быть разъединены один от другого, составляя живую ткань пьесы, написанной именно для постановки в театре. Изображение характеров подчинено изображению действия: Действие и фабула суть и цель трагедии: Без характеров трагедия могла бы и обойтись.

То, чем трагедия особенно увлекает душу, это части фабулы — перипетии и узнавания. Предпочтительнее, чтобы трагический персонаж переходил от счастья к несчастью, а не наоборот.

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Проблема катарсиса - трагического очищения - вызвала в истории философии, эстетики и литературы многочисленные споры.

Чувство страха – это производная неизвестности: когда мы чего-то не знаем Например, до нас дошла мысль выдающегося философа Аристотеля.

Недоступными страданию считают себя люди, действительно или, как кажется, находящиеся в высшей степени благоприятных условиях тогда они бывают горды, пренебрежительны и дерзки; такими их делает богатство, физическая сила, обилие друзей, власть , а также люди, которым кажется, что они перенесли уже все возможные несчастья, и которые поэтому окоченели по отношению к будущему, подобно людям, забитым уже до потери чувствительности.

Поэтому в такое именно состояние [оратор] должен приводить своих слушателей, когда для него выгодно, чтобы они испытывали страх; [он должен представить их] такими людьми, которые могут подвергнуться страданию, [для этого он должен обратить их внимание на то], что люди, им подобные, страдают или страдали и от таких людей, от которых не думали [пострадать], и в таких вещах и в таких случаях, когда не ожидали".

Мы нарочно привели весь этот отрывок о страхе целиком, чтобы всякий читатель, который интересуется учением Аристотеля о трагическом катарсисе, конкретно себе представил, как мало дает для этого специальное рассуждение Аристотеля о страхе и как насильственно поступают те филологи, которые во что бы то ни стало хотят составить себе ясное представление об аристотелевском катарсисе на основании этого текста из"Риторики".

В приведенном рассуждении Аристотеля дается определение страха в самой общей форме, применимой где угодно и кроме трагического катарсиса. Затем, под влиянием своих обычных дистинктивно-дескриптивных методов, Аристотель дает подробное перечисление разных видов страха. Может быть, некоторое отношение к трагедии имеет то место из приведенного рассуждения, где говорится о том, что страшное заставляет нас размышлять на более общие темы, поскольку и мы сами мало чем отличаемся от пострадавшего и, следовательно, тоже можем пострадать и поскольку таким образом страшное поневоле заставляет нас подниматься в какую-то более высокую сферу в сравнении с обыденной действительностью.

Однако об этом достаточно и даже гораздо больше говорится и в самой"Поэтике" гл.

23 великие цитаты о страхе

Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Учение Аристотеля о трагедии и катарсисе. Устройство греческого театра и организация театральных представлений.

Аристотель. Мраморный бюст работы неизвестного скульптора, страх — некоторого рода неприятное ощущение или смущение.

Не будет преувеличением утверждать, что ее влияние ощущается вплоть до наших дней. Мы до сих пор пользуемся терминологией, выработанной античной этикой и, занимаясь различными вопросами современной теории искусства, постоянно обращаемся к этическим теориям Древней Греции. Причины этого непреходящего значения античной этики объяснил Ф. В античной этике с классической ясностью был поставлен целый ряд проблем, имеющих значение для всей мировой эстетической мысли: Любимым учеником Платона был Аристотель.

Родился он в году до н. Он хорошо усвоил принципы платоновской философии, одновременно подвергая их критике. Аристотель стал первым теоретиком эстетики. Цель работы — исследование представлений Аристотеля об эстетике. В отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона , был участником Академии платоновской.

Вопрос #27. Учение Аристотеля о катастрофы и катарсисе

. , , . , , , , ; , ; , ; .

Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка», — говорится в Библии. Древнегреческий ученый Аристотель утверждал: «Страх.

Идейная основа В борьбе за единство демократических Афин Софокл отстаивал традиционный уклад жизни. Но он сам чувствует обреченность его, и потому противоречия между старыми, привычными, и новыми, разрушительными веяниями получают в его произведениях значение трагического конфликта. Поэт ищет в религии защиты от тех тенденций, которые грозили разрушением старых устоев афинской демократии.

Хотя он признает свободу действий человека, его разум, он считает, что человеческие возможности ограничены, что над человеком стоит сила, которая обрекает его на ту или иную судьбу"Аякс", ;"Трахинянки", ;"Антигона", ;"Эдип-царь", Человек, по мнению Софокла, не может знать, что ему готовит грядущий день. Высшая божественная воля проявляется в изменчивости и в непостоянствах человеческой жизни"Антигона", Конфликт между стремлениями человека и действительностью приводит поэта к признанию зависимости от воли богов свободного разумного человека.

Это лейтмотив трагедии Софокла"Эдип-царь", хор Причина всех бедствий - в пренебрежении к божественным законам"Аякс", ;"Антигона", , в которых, по Софоклу, проявляется высшая справедливость.

25 Ещё Аристотель

Тем больший интерес представляет небольшая работа величайшего греческого философа и ученого Аристотеля — гг. Аристотель разбирает в ней вопрос об искусстве поэзии. Особенное внимание уделяет он трагедии, хотя в ряде мест есть упоминания и о комедии. Аристотель дает в этом трактате ряд глубочайших положений о специфике искусства вообще, причем, многие из них сохраняют свое значение вплоть до наших дней.

Так как взгляды Аристотеля на искусство, и в частности на искусство театра, являются в значительной степени то более, то менее скрытой полемикой с его великим учителем Платоном —г.

По поводу этой эстетической категории Аристотеля"катарсис" существует особенно . а) Обширное рассуждение о страхе мы находим у Аристотеля в .

Отсюда, как из зерна, вырастают все внутренние особенности трагического мифа. Мы видим, что сущность самого мира отнюдь не заключается в его"действии", как в эмпирически-материальных актах и событиях, но — только в умной энергии, воплощением которой и могут являться эмпирически-материальные события. Антипсихологизм трагедии обоснован, как видим, космически и, так сказать, трансцедентально. Трагедия не есть психология характеров и не нуждается в ней, хотя последняя и может быть в ней привлекаема для тех или иных целей.

Трагический миф есть изображение не человека, но жизни вообще. В нем видна вся та смысловая ткань, из которой состоит жизнь вообще, и люди — один из многих моментов, входящих в сферу жизни; можно в жизни обойтись и без них. Есть и более низкие сферы жизни и более высокие. Звезды, например, гораздо более пронизаны умностью и суть гораздо более живые и осмысленные сущности и существа, чем человек.

Действительно, имея эту Аристотелеву потенцию всеобщего и нераздельного, самодовлеющего и блаженного Ума, устремленного на себя и в себе вращающегося, мы сразу догадываемся, что значит трагическое вообще и что обозначает Аристотелево указание на"жизнь, счастье и несчастье" как на основу трагического мифа. Трагедия возникает тогда, когда этот вечный и самодовлеюще-всеблаженный Ум начинает отдаваться во власть инобытию и, определяясь материально, становится из вечного временным, из самодовлеющего — подчиненным необходимости, и из всеблаженного — страдающим и скорбным.

Трагедия возникает тогда, когда начинает подвергаться разрушению и раздроблению самый факт, носивший до сих пор всю полноту смысла на себе и целостно выражавший и воплощавший вечную чтойность и энергийно-умную самодовлеемость смысла в себе. Тогда и начинается человеческая"жизнь" с ее радостями и скорбями, с ее переходами от счастья к несчастью, с ее виной, преступлениями, отплатой, наказанием, поруганием вечно-блаженной нетронутости ума и восстановлением поруганного.

Аристотель не дает в цельной системе всех моментов трагического мифа, так чтобы вполне ясна была их связь и взаимозависимость на почве учения о первоуме и его меональных судьбах. Аристотель формулирует эти моменты не в их подлинно трагической значимости, но в их техническом положении в системе всех вообще необходимых категорий, входящих в трагический миф.

Платон и Аристотель о дерзости и страхе

Оно не должно быть чисто внешним. Не внешние театральные эффекты, а содержание трагедии должно воздействовать на публику. Трагическое должно составлять органическую основу фабулы. Что же придает фабуле истинно трагический смысл?

О сострадании, страхе и катарсисе у Аристотеля олкованию термина , лишь однажды встречающегося в тексте «Поэтики» Аристотеля1.

Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Учение Аристотеля о характерах как обобщение опыта греческой классической драматургии Предыдущая 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Следующая Подобно большей части систематических трактатов Аристотеля,"Поэтика" дошла до нас в сжатой, почти конспективной форме, которая не предназначалась для опубликования. Толкование некоторых мест"Поэтики" представляет значительные трудности. К числу таких трудных вопросов принадлежит учение о катарсисе.

В 6-й главе"Поэтики" Аристотель дает определение трагедии и, наряду с прочими ее признаками, указывает, что она"посредством сострадания и страха производит катарсис соответствующих аффектов". О катарсисе в применении к действию музыки говорится и в трактате"Политика", но там Аристотель отсылает к"Поэтике", в которой обещает дать подробное разъяснение понятия. Разъяснения этого мы в"Поэтике", по крайней мере в ее сохранившейся первой книге, не находим.

Учение о катарсисе вызвало много толкований, которые можно свести к двум основным направлениям. Одно направление истолковывает понятие катарсиса в нравственном смысле. Спор между ними шел только о том, в чем именно Аристотель должен был усматривать благотворное нравственное влияние страха и сострадания, вызываемых трагедией, - в чувстве ли примирения с судьбой, в создании ли должного равновесия между эгоистическим чувством страха и альтруистическим чувством сострадания, или в чем-нибудь другом.

В"Поэтике" неоднократно, говорится об удовольствии, которое создается, благодаря возбуждению чувства страха и сострадания, но нигде нет речи об их непосредственном нравственном влиянии. Другое толкование, намеченное еще в в.

АРИСТОТЕЛЬ

По поводу этой эстетической категории Аристотеля"катарсис" существует особенно обширная литература. Уже подсчитано, что к году было высказано по этому поводу различных толкований. А после года эти толкования неизменно расширялись и количественно увеличивались. Это несомненно объясняется тем, что исследователи и любители античной литературы никак не могли примириться с той мыслью, что у Аристотеля, кроме отдельных и случайных высказываний на эту тему, совершенно нет ничего. Поэтому, при строгом подходе к делу, собственно говоря, и мы должны были бы попросту отказаться от решения этой проблемы.

Илс прямо так и говорят, что в современном понимании катарсиса у Аристотеля имеется"неисправимая неопределенность" .

Аристотель привил ему любовь к наукам и философии, . видно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе.

16, Характеристики понятий Мимесис и Катарсис у Аристотеля. И то, и другое понятие у Аристотеля не разъяснены и не определены. Из них возникла масса новых авторских терминов и авторских концепций, но каждый исследователь считал, что он только развивает мысль Аристотеля. Необходимо остановиться на особенностях употребления Аристотелем слов и терминов. Древнегреческая афинская философия - это корпус текстов, в которых мы застаем философию в состоянии процесса зарождения.

Нет готового философского термина, философы берут обиходные слова и путем осмысления превращают в философские понятия. Слово колеблется между философским и бытовым значением. У Аристотеля есть еще одна особенность в употреблении терминов: Он может употребить слово в специальном значении в одном трактате, и в более обиходном значении в ином трактате. От Платона до нас дошли экзотерические сочинения, а не дошли эзотерические. С Аристотелем картина прямо противоположная.

До нас не дошло ни одного экзотерического диалога Аристотеля, а только эзотерические. Этим, во многом, определяются наши представления о Платоне и Аристотеле.

ПОЧЕМУ МЫ БОИМСЯ? ЧТО ТАКОЕ СТРАХ?