Поучение восьмое О злопамятности Отцы сказали, что монахам несвойственно гневаться, также и оскорблять кого-либо, и ещё: Что же должны мы сказать о себе, когда мы не только не оставляем раздражительности и гнева, но и предаемся злопамятности? Что нам делать, как не оплакивать такое жалкое и нечеловеческое устроение душ наших? Итак, будем внимать себе, братия, и постараемся с помощию Божиею избавиться от горечи этой губительной страсти. Случается, что, когда между братиями произойдёт смущение или возникнет неудовольствие, один из них поклонится другому, прося прощения, но и после сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата. Таковой не должен пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть злопамятность; а она, как я сказал, требует от человека многого внимания, чтобы в оной не закоснеть и не погибнуть. Кто поклонился, прося прощения, и сделал это ради заповеди, тот в настоящее время исцелил гнев, но против злопамятности ещё не подвизался, и потому продолжает скорбеть на брата. Ибо иное злопамятность, иное гнев, иное раздражительность и иное смущение; и чтобы вы лучше поняли сие, скажу вам пример. Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголёк:

Авва Дорофей: Божественный страх

Божественный страх"Хорошо написал авва Дорофей в книге своей о Божественном страхе: И отвечал ему старец: Подобное нужно сказать и относительно всякой другой добродетели, если кто в таковой пожелает укрепиться. Желает ли кто стяжать целомудренное и чистое житие, сделайся другом целомудренного и чистого и подражай его жизни.

Преподобный авва Дорофей. 01 Безпечность и скоротечность земного времени — Воля Божия. Что такое воля Божия благая.

Перевод сей сделан с греческой книги, изданной в Венеции, в году, и тщательно сличён со славянским переводом, который совершён ещё в начале столетия и издан первый раз в Киево-Печерской Лавре архитипографом оной иеросхимонахом Памвою Берындою в году,[1] а ныне печатается без всякой перемены при славянском переводе трудов св. Ефрема Сирина, составляя 4-ю часть оных.

Через сие сличение все неудобопонятные места славянского перевода для большей части читателей тёмного уже по самой древности языка и некоторым особенностям в выражениях получили надлежащее исправление, а те места греческого текста, которые оказались особенно несходными со славянским переводом, выставлены нами в подстрочных примечаниях, где помещены также и немногие необходимые пояснения. Вместо нескольких вопросов и ответов на них свв. Дорофея, мы поместили здесь все письменные беседы между великими старцами и достойным учеником их преп.

Дорофеем, какие только дошли до нас в книге ответов свв. Мы старались, чтобы перевод наш был сделан сколько возможно точнее, ближе к подлиннику и в то же время был прост, ясен и удобовразумителен для каждого, дабы соблюсти таким образом и в переводе те особенные свойства поучений преп. Дорофея, о коих упомянуто в послании о сей книге, где между прочим сказано, что хотя преподобный и высок был по дару слова, но, желая и в этом явить собою пример смиренномудрия, он предпочитал везде смиренный и простой образ выражения и невитиеватость речи.

Охотно сознаемся, что при всём старании нашем и в этом слабом труде, как во всех делах человеческих, конечно, найдётся много недостатков: Не только иноки, но и все христиане вообще найдут здесь много душеполезных советов и наставлений. Соединяя в своих поучениях глубокое видение сердца человеческого с христианскою простотою, преп. Дорофей предлагает ясное духовное зеркало, в котором каждый может увидеть самого себя и вместе найти вразумление и совет, как исправить свои душевные немощи и мало-помалу достигнуть чистоты и бесстрастия.

Краткие сведения о жизни преп.

На него ссылаются, когда речь идет о жизни христианина: На эти и многие другие вопросы христианской жизни преподобный авва Дорофей ответил еще 15 веков назад. Сам же он приобретал свои знания от общения с великими старцами, которыми тогда славился Восток, а опыт - в ходе нелегкого послушания в монастыре. Ему было назначено принимать странников, а служить людям, не служа Богу, невозможно.

Кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный: ибо он не делает (Преподобный авва Дорофей) Страх Божий есть сам по себе.

Размер шрифта Поучение 3. О совести Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: Это те кладези, которые, как толкуют Святые отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали Быт. Последуя сему закону, то есть совести, Патриархи и все Святые, прежде написанного закона, угодили Богу.

Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали ее, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые Пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее совесть ; чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти, или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо, когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее.

И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего; так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша; так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто божественное и никогда не погибает, по всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем ее. Посему-то Пророк оплакивает Ефрема и говорить:

Поучение четвертое О страхе Божием

Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит:

Душеполезные поучения аввы Дорофея. Исследуем, братия, от чего Поистине, если кто-либо испытает себя со страхом Божиим, то найдёт, что он.

Полный текст известного церковного толкования. В простой и доступной форме разъясняются непонятные места в Евангелии и разрешаются кажущиеся противоречия. Приобщение к церковному пониманию Евангелия принесет читателю несомненную пользу. При размещении на других сайтах просим ставить ссылку на данную библиотеку. Сообщайте, пожалуйста, обо всех опечатках в текстах или неправильно работающих ссылках.

Приглашаю желающих потрудиться к сотрудничеству, работа найдется для всех.

О страхе Божием.О страхе будущего мучения ..

В Священном Писании многократно говорится о том, что начало премудрости — страх Господень. Авва Дорофей в своём четвёртом поучении разъясняет, почему человеку необходимо это спасительное чувство. Что хочет сказать нам чрез сие святой апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме:

Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в .. Авва Дорофей. — Пророк, уча нас отличать один страх от другого.

Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном"Душеполезные поучения" преподобного аввы Дорофея - это бесценное сокровище духовной мудрости. Благодать Божия, которой был преисполнен авва Дорофей, по слову Спасителя соделалась в нем неиссякаемым"источником воды, текущей в жизнь вечную". В книге все христиане - и иноки, и миряне - найдут множество спасительных и душеполезных советов и наставлений.

Авва Дорофей очень доступно и просто говорит о том, что необходимо для каждого человека: Оптинские старцы так говорили о книге аввы Дорофея: Читая эту книгу мы можем от самого святого аввы Дорофея получить ответы на множество вопросов духовной жизни, с которыми сталкиваемся каждый день. Мы не имеем оснований для точного определения времени, в которое жил преподобный Дорофей, более известный в качестве писателя. Приблизительно же можно определить оное свидетельством схоластика Евагрия, который, в своей церковной истории, писанной, как известно, около года, упоминает о современнике и наставнике преп.

Отсюда можно заключить, что преп. Предполагают, что он был родом из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость свою он провел в прилежном изучении светских наук. Это видно из собственных слов его, помещенных в начале го поучения, где Преподобный говорит о себе:

Душеполезные поучения

История католического пастора часто размышляющего о Боге и вере. Прихожане нередко задавали священнику вопросы, на которые у него не было однозначных ответов. Герой искренне верит в существование Бога до тех пор, пока случайно не встречает на улице проповедника носящего огромный крест. Пообщавшись с миссионером, святейший начинает многое понимать, и открывает для себя ранее неизвестные истины.

"Хорошо написал авва Дорофей в книге своей о Божественном страхе: Бога, и он, сам боясь Бога, научит и тебя бояться Бога» (О страхе Божием, 4- е.

В заключении — ответы на вопросы и чаепитие. Беседы ведёт священник Павел Семёнов.

Молитва от гнева аввы Дорофея